Персоны
Заслуженный строитель РФ Ализаман Рагимов: "Ни в коем случае в Баку нельзя строить здания выше 9 этажей" Заслуженный строитель РФ Ализаман Рагимов: "Ни в коем случае в Баку нельзя строить здания выше 9 этажей"
Традиции
Новруз Байрамы Новруз Байрамы
Культура
"Наша цель - сохранение и пропаганда культуры Азербайджана" "Наша цель - сохранение и пропаганда культуры Азербайджана"
Кухня
КУТАБЫ ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ КУТАБЫ ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ
Сегодня 25 июля 2014 года
Азербайджанский национальный костюм

ШАПКА РАЗДОРА

Азербайджанские папахи. Фото: Azeri.ruГлавной деталью азербайджанского мужского костюма бесспорно является головной убор. Во все времена шапка для мужчины была здесь чуть ли не материальным воплощением чести, и потерять ее считалось страшным позором. Сбить шапку с головы мужчины означало нанести оскорбление не только ему, но и роду, и положить начало многолетней войне между семьями. Шапку не снимали даже за едой. Для сна существовал особый головной убор - тескулах. Лишь во время омовения перед намазом можно было увидеть азербайджанца без головного убора.

Самым любимым среди головных уборов считался овчинный папах. Его изготовление описывается в хрониках Географического общества так: "Сперва шкуре шитьем дается форма папаха, потом выворачивают его и расстилают на голой стороне вату, чтобы сделать папах мягким. Сверх ваты кладут лист сахарной бумаги, чтобы папах сохранял приданную ему форму; Потом сверх сахарного листа, подшивают подкладку из какой-нибудь материи и выворачивают папах на волосистую сторону. Готовый папах слегка околачивают в течение 4-5 минут палкой, взбрызгивая его водой. Потом часов на 5-6, папах надевается на болван. Этим и заканчивается его изготовление". Папахи шили разные - конусообразные, круглые, с плоским матерчатым дном...

По папахе и ее форме можно было определить социальное положение ее носителя. Самыми простыми и наиболее распространенными были папахи конусообразные, сшитые из овчины с длинным ворсом - мотал папах или чобан папахы. Мотал папах в основном носили небогатые селяне. В остроконечных щищ или бей папахах ходили люди зажиточные, преимущественно бекского сословия, их с удовольствием носила городская знать. Мех для изготовления таких головных уборов доставлялся из Бухары, так что в обиходе называли их также бухара папах.

Помимо папах носили в Азербайджане также башлыки (суконный капюшон с длинными хвостами), арахчыны (круглые шапочки для домашнего пользования - выходя на люди, сверху на них надевали все тот же любимый папах), тюрбаны (зеленые - для высшего духовенства, и белые - для духовных лиц ранжиром пониже).

Что касается причесок, то мужчины старшего возраста, как правило, прятали под папахом гладко выбритую голову. Молодые часто выбривали лишь узкую полосу ото лба до затылка, по бокам же оставляли кокетливо завитые локоны. Другие, напротив, брили голову практически полностью, оставляя лишь пучок волос на макушке. Он слегка напоминал украинский оселедец, моду на который украинцы переняли у турок, только в Азербайджане оселедец такой назывался кекил и значительно уступал украинскому по длине.

Впрочем, куда большее внимание, чем прическе, азербайджанские мужчины уделяли своим усам и бородам. У пожилых бороды были длинные, у тех, кто помоложе - совсем коротенькие, эдакая и сегодня актуальная ухоженная небритость (называлось это хэтт). Многие, впрочем, не носили бороды вовсе: ее отсутствие компенсировалось роскошными длинными усами, за которыми тщательно ухаживали, умащая специальными кремом (быг ягы) и расчесывая специальной же, только для усов предназначенной гребенкой (саккал дарагы).

 

Детский азербайджанский национальный костюм. Шеки. XX в.

Азербайджанский мужской верхний костюм. Шемаха. XIX в.

Чепкен. Верхний азербайджанский мужской костюм. XIX в.

 

СВОЯ РУБАХА - БЛИЖЕ К ТЕЛУ

Помимо главной детали туалета - шапки - традиционный мужской костюм состоял из нижней рубахи, кальсон, верхней рубашки, шаровар (позже - брюк) и неизменного архалыга. Составной частью верхнего мужского костюма был архалыг (архалук, архалык). По покрою различались два типа архалыга - однобортный (онурсуз) и двубортный (онурлу), со строченым стоячим воротником. Однобортный архалыг застегивается посередине на груди с помощью крючков, а двубортный на пуговицы. Шили архалыги из домотканой либо покупной ткани - сукна, бязи, атласа, ластика, кашемира, сатина и др., в зависимости от состоятельности хозяина.

Иногда поверх архалыга надевали суконную чуху (род черкески) с украшенными чеканным серебром или шитьем газырями - гнездами для патронов, которые в Азербайджане называли везне. Разрезные рукава чухи, отделанные галуном и подбитые яркой материей, в теплую погоду забрасывали за спину.

В холодных предгорных и горных местностях в качестве верхней одежды носили кюрк - непромокаемый овчинный тулуп длинной до пят, или бурку (япынджы).

Один из русских этнографов пишет об азербайджанском мужском костюме: "Нижнее белье состоит из прямой и короткой бязевой, белого или чаще синего цветов рубахи и подштанников из этой же материи, которые застегиваются у пояса на тесемки; в зимнее время надеваются поверх шерстяные широкие штаны, также собирающиеся на тесемке. Поверх рубахи надевается т.н. архалыг, всегда на вате. Архалыг - это вроде русской поддевки с короткою талией и короткою сборчатою в поясе юбкою; застегивается он всегда наглухо или спереди посреди груди или сбоку ее. Поверх архалыга надевается чуха с короткой талией и длинною, ниже колен юбкою, а голова покрывается круглый год невысокою конической шапкой из овчины. На ноги надевают короткие шерстяные носки".

СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО

Наряд довершал серебряный или кожаный пояс, иногда - шелковый кушак (гуршак). Популярностью пользовались также парчовые пояса с каймой и бахромой по концам, изготовлявшиеся на фабриках России или Польши (т.н. слуцкие пояса). Пояса завязывали на турецкий манер - несколько раз оборачивая вокруг талии, оставляя украшенные бахромой концы висеть сбоку. За поясом хранили табакерку, нож и тому подобную мелочевку, которую современные мужчины рассовывают по карманам.

Обувью служили чарыхи, сшитые из сыромятной кожи (их носили с высокими носками, перевязанными полутораметровыми шерстяными шнурками), бархатные или кожаные башмаки, иногда - сапоги. Позднее азербайджанцы очень привязались к блестящим резиновым галошам. Дома носили сафьяновые чувяки без каблука. В Баку и на Апшероне бытовали также мужские легкие летние чусты без каблука под названием - дубенди, шитые из юфти.

Одним из основных элементов национальной обуви (как у мужчин, так и у женщин) были шерстяные и хлопчатобумажные узорчатые носки джорабы. Их вязали из овечьей либо верблюжьей шерсти и носили повсеместно. На каждый день - попроще, однотонные или с простеньким рисуночком. В праздник - нарядные, с ковровым орнаментом. Такие выходные носки в семье передавали из поколения в поколение и надевали лишь в самых торжественных случаях.




По материалам журнала "Националь". Текст: Екатерина Костикова | 11.07.2005


Азербайджанские газеты
Зеркало.az
29 мая 2014
РЕПЕТИТОРСТВО 29.03.2014
29 мая 2014
Лучшие и худшие”Зеркало” представляет вашему вниманию список лучших и худших игроков чемпионата Азербайджана по футболу прошедшего сезона в формате ”дрим-тим”.
29 мая 2014
Рашад Садыхов: “Матч с Америкой нам нужен”Капитан агдамского ”Карабаха” и сборной Азербайджана по футболу Рашад Садыхов побеседовал с корреспондентом ”Зеркала”. – Как оцените этот сезон для команды?
29 мая 2014
Трансферная активностьАзербайджанские волейбольные клубы вовсю приступили к усилению состава в преддверии нового сезона.
29 мая 2014
Житель Газаха зашил себе рот
29 мая 2014
Лейла Юнус переходит от обороны в наступление
Эхо-az.com
12 ноября 2010
Конституции Азербайджана - 15 лет
12 ноября 2010
В Ханкенди будет развеваться флаг Азербайджана
12 ноября 2010
Белград планирует открыть посольство в Азербайджане
12 ноября 2010
Процесс получения виз грозит обернуться скандалом?
12 ноября 2010
Решение Пленума Верховного суда по делу Эйнуллы Фатуллаева вполне обосновано?
12 ноября 2010
Потребности в импорте пшеницы в мире могут увеличиться за счет Азербайджана
Известия.az
17 ноября 2010
Новоселья перед праздником
17 ноября 2010
Эдвальд СМИРНОВ, хореограф: «У вашего народа есть силы, данные солнцем»
17 ноября 2010
«Мы вернем наши земли»
17 ноября 2010
Театральный караван на «Шелковом пути»
12 ноября 2010
Инвестиции с фруктовым вкусом
12 ноября 2010
Проблемы экологии — по плечу молодым
Обзор интернет-СМИ
В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
ЗА РУБЕЖОМ
В РОССИИ
Рустам Ибрагимбеков открыл в Москве новый театр
Турецкая литература: вчера и сегодня
Наблюдатели ОБСЕ сочли выборы в Азербайджане недемократическими
Ударный ТРУД на Azeri.ru
Лауреатами конкурса вокалистов имени Муслима Магомаева стали баритоны из Белоруссии и Азербайджана
"Упраздненная" независимость Азербайджана?!
Один из основателей отечественного телевидения и радио Энвер Мамедов стал лауреатом ТЭФИ-2010
Новая премьера азербайджанского театра "Дервиш"
В Москве издана книга «Армянство. Россия. Кавказ.»
100-летию народного поэта Расула Рзы
В Москве установлен бюст Физули Фараджеву
В Москве прошел пикет в поддержку заключенных в Азербайджане журналистов
КРАСКИ ПОЭЗИИ РАСУЛА РЗЫ
Сеймур Байджан: "Власти Азербайджана сейчас в очень плохом положении"
РАСТОПТАННЫЕ ГВОЗДИКИ В КАНУН ПРАЗДНИКА ЦВЕТОВ
В Москве скончался Герой России, разработчик российских атомных подлодок Давид Гусейнович Пашаев
Москва услышала магический голос мугама
В Москве состоялась презентация фильма Мехти Мамедова «Дружба титанов. Ростропович и Шостакович»
Всемирный сговор против процветающего Азербайджана
Указом президента Российской Федерации Рамиз Абуталыбов награжден медалью А.С. Пушкина
Подписка на новости сайта:
Новости Contact.az